Родом из Алари - Шулунов Карл Ефимович
16 апреля 2024 года исполняется 85 лет со дня рождения Шулунова Карла Ефимовича, уроженца г. Улан – Удэ, но как он признается: «Мой отец из аларских хонгодоров, а мать из тункинских. Можно сказать, что я русский монгол, и свое бурятское чту внутри себя».
Карл Ефимович – талантливый сибирский живописец, член Союза художников БРО ВТО, Союза художников России.
Из его воспоминаний о жизни и творчестве:
− Любил рисовать с самого детства, как помню себя. Тогда еще шла война … А когда учился в 5 классе, к нам в Еланцы приехал учитель Александр Иванович, он вёл кружок рисования, и там я проявил более или менее какие-то способности. Учитель заинтересовал нас – рассказывал о старых мастерах, знакомил с шедеврами. И в 14 лет, после 8 класса, я сказал родителям, что поеду поступать в Иркутское художественное училище. Конечно, тогда было проще, чем сейчас: по конкурсу 4 человека на место, и я смог поступить, несмотря на то, что не имел специальных знаний, которыми владеют обычно городские дети и которые я, будучи студентом, быстро и легко освоил. В 1957 году, на третьем курсе, была организована областная выставка, на которой отобрали мои этюды, совсем небольшие, размером 20 на 30 см. И тогда моё творчество впервые было отмечено. В то время в Иркутске гастролировал симфонический оркестр из Новосибирска и один из музыкантов купил у меня три работы. По какой цене я не помню, очень скромной. Но для меня это было очень важно, поэтому я стал более старательно учиться. И, в конце концов, Богданов Глеб Васильевич отметил, что в моих картинах, в композиции, присутствует какая то «живулька». Сначала я не понял, что это означает, но он объяснил: «У тебя есть способность живо чувствовать композицию». В общем, диплом защитил на отлично и мои дипломные работы взяли в фонды Иркутского училища в числе лучших работ, с тем, что их устанавливали по коридорам как образцы для студентов. После училища не сложилось с поступлением в Московские вузы, поскольку пришлось вернуться домой и ухаживать за больной матерью. Отслужив в армии, работал художником-конструктором в проектном институте, после занимался технической эстетикой самой большой в мире драги (в 600 литров!) в отделе главного конструктора завода имени В. В. Куйбышева, затем работал на заводе керамического производства и, наконец, до выхода на пенсию проработал в системе художественного фонда при Иркутском отделении Союза художников. Участвовал в больших и малых художественных выставках − международных в Москве, Харбине, Шанхае, Новосибирске, и региональных. Главное, несмотря на то, что в жизни меня преследовали большие неудачи и порой приходило отчаяние, я находил в себе силы и продолжал работать. Потребность внутренняя была и есть, что я до сих пор работаю творчески. И это, я думаю, самое главное. Нам бурятам, прежде всего, нужно знать свой язык потому, что язык определяет нацию. Думать на бурятском языке, говорить, петь, танцевать – это все очень важные моменты. Я знаю, что сегодня бурятская молодежь в большинстве своем лишилась языка родного, они говорят только на русском, не понимая, зачем нужно говорить на своем языке. И считаю, что это очень плохо. У меня есть внутренняя потребность говорить на своем языке и я очень даже переживаю, когда долго не разговариваю на бурятском и, если встречу бурята, стараюсь все время говорить на языке предков. − Однажды я делал первую персональную выставку. Это было очень давно, примерно 50 лет назад. На выставке присутствовали бурятские парни и девушки, которые оставили отзыв о выставке, написав строки из стихотворения одного из известных бурятских поэтов:
Родное небо − самое глубокое,
Родные горы − самые высокие,
Родные степи − самые широкие,
Глаза родные − самые любимые.
Меня эти строки так взволновали, потому что я почувствовал в этом четверостишье кредо для своего творчества. Оно для меня стало самым главным. Поэтому я им очень благодарен за эту подсказку, которую они мне, можно сказать, подарили. С тех пор я стараюсь следовать этой «заповеди».
В ближайшее время нужно сделать портрет А. В. Потаниной и портрет бурятской красавицы. А планы мои ограничены согласно возрасту. Но работы у меня хватает. Некоторые художники могут работать очень быстро и отвлекаются от сделанной картины, а я могу над одной картиной долго-долго работать, месяцами, годами. Поэтому недоработок у меня полно, очень много работ, которые нужно завершить. А над серьезной большой темой я сейчас не задумываюсь. Если что-то возникнет, то это другое дело…»
В Усть – Ордынском Национальном музее открылась выставка картин К.Е. Шулунова, приуроченная к юбилею художника « Мое родное Приангарье». Выставка будет действовать до 1 мая 2024 г. Спешите познакомиться с ней!
Зав. сектором краеведения: Данилова С.У.